Назад в блог
Экономическое чудо Гонконга

Экономическое чудо Гонконга

Статьи 5 Декабря 2019 10 минут читать

Экономическое чудо Гонконга, выставка электроники и поездка на трамвае в параллельный мир.

Гонконг - государство в государстве, считающее себя независимым, но в тоже время всячески поощряющее плюсы зависимости. Никакие территориальные претензии не помешали им сотворить экономическое чудо и на площади чуть больше 1000 км2 создать территорию, опережающую в развитии многие крупные державы. Может ли государство, а точнее сказать «административный район», создать свободный рынок, снизить налоги и не вмешиваться в дела бизнеса? Для того, чтобы ответить достаточно один раз побывать в этом колоритном месте.

При заходе на посадку, смотря в иллюминатор, глаза начинают чаще моргать, пытаясь совместить картинку с реальностью. Раскинутые в море острова, словно сошли со страниц книг о пиратах, а на них вместо огромных деревьев все усеяно небоскребами, торговыми и промышленными кварталами, портами и другими чудесами современной инфраструктуры. Жилые кварталы строятся в сюрреалистичном стиле, и выглядят не по размеру высокими, относительно окружающей природы. Порты и количество судов в них, кажется в разы больше площади самой территории. Высокий уровень развития Гонконга начинаешь понимать сразу при приземлении, когда через 2 минуты маневра за нами садится следующий самолет, а крылья третьего уже блестят на горизонте. Иностранные бизнесмены порой затмевают даже местное население.

Удивление не спадает и после выхода в город. Если окунемся в историю, то мы узнаем, что в 1842 году Гонконг был захвачен Великобританией, пополнившись новыми территориями в 1898. В этот же год Великобритания заключила, пожалуй, самый честно выполненный, договор аренды сроком на 99 лет с Империей Цин (тогда еще не было современного Китая). Поэтому все эти годы Гонконг впитывал британскую культуру, правила и устои. Конечно азиатская нация не охотно принимала европейские принципы на бытовом уровне, да никто и не настаивал. Но главная достопримечательность, доставшаяся от этих времен – левостороннее движение, взрывающее сознание каждого непосвященного. Одновременно с этим замечаешь очень развитое отношение к процессам – люди стоят в очереди к общественному транспорту, такси – одинаковые машины исправно следующие счетчику, вообще за всю поездку не было случаев обмана, грубости или воровства, по крайней мере в черте центра, но об этом чуть позже.

Гонконг удивителен в мелочах. Я считаю, что этим и обусловлены быстрые темпы развития, особенно в областях электроники, высоких технологий, дизайна и новых материалов. На улицах машины могут ездить только чистые, иначе штраф. Витрины магазинов и вывески также должны содержаться в чистоте. Азиатский, с одной стороны, район пропитан дороговизной цен и обслуживания, даже за обед в обычном ресторанчике придется оплатить 150-200 гонконгских долларов (1200-1600 рублей), что существенно выше средних цен по Китаю. Гонконг дорогой город, с множеством элитных и фирменных бутиков знаменитых брендов. Но шоппинг и секс-туризм (да, им славится Гонконг, но это не в тему нашего рассказа) – не самое главное за чем сюда съезжаются сотни бизнесменов со всего мира.

Ежегодная выставка HKTDC просто обязательна к посещению всем предпринимателям, так или иначе связанным с современными технологиями. Более 130 000 компаний выставляются и порой поражают своими инновациями. К примеру, еще в 2010 году, в первую нашу командировку, уже были представлены 3D устройства для видеосвязи на основе голограмм, причем они работали отлично. Но смею предположить, что «голова собеседника» на столе, рядом с монитором не пришлась по вкусу широкой аудитории. И все же это было в 2010 году, когда еще только начали использовать 3G!Большое развитие в Гонконге получило направление эфирного вещания, а именно товары для кабельного и спутникового телевидения: приборы измерения качества сигнала, переходники, антенны для приема сигнала, цифровые декодеры, спутниковые тарелки, сетевые фильтры, усилители, всевозможные кабели и так далее. Отдельной гордостью для нас является то, что первая командировка была завершена сделкой с заводом QIAOHUA, где мы закупили первый контейнер приборов и антенн для сборки комплектов известной всероссийской компании. Контейнер был доставлен морем, через таможню в г. Владивосток и отправлен в Москву.

Кроме бизнеса в Гонконге масса достопримечательностей для любой категории людей – от улицы баров, полной мужчин среднего возраста в костюмах и галстуках с Хайнекеном в руках, до пеших маршрутов по непролазным горам. Мы, как поклонники реализма, решили сделать небольшую экспромт-экскурсию на трамвае по центру города. Интересные улочки, аутентичные кафе с вкуснейшим мясом, множество баров - и все это сверху окутано десятками этажей небоскребов. Но через какое-то время количество этажей над нашими головами уменьшилось, а после и вовсе исчезло, открыв для нас темное недружелюбное небо. Районы окраины были по-китайски тесными и заставленными, количество азиатов сразу возросло почти до 100 %, запахи стали более резкими, звуки громкими. Мы подъезжали к одному из вокзалов.

У большого стеклянного и черного здания мы увидели ошеломительный контраст. Небоскребы, вздымающиеся ввысь на расстоянии, казалось, вытянутой руки, были как никогда далеки и недостижимы. А в тоннеле под вокзалом сидели сотни человек: мужчины, женщины, дети. Все без дома, без крова, без еды, в основном филиппинцы, прибывшие нелегально на судах и лодках. Иногда черные тонированные машины подъезжали и забирали несколько людей, в основном девушек. «Рынок людей» - шепнул нам седой старичок, явно живший тут до еще во время двухэтажных строений. В трамвае стало довольно тесно, забегали все новые люди и грубо, не отдавая дань Британскому наследию, падали на места. В какой-то момент мы решили, что лучше выходить, как только увидим более безопасные улицы. Вспомнив название одной из них, и увидев табличку на показавшимся родном английском, мы вскочили и быстро пытались выбраться, но один из нас, чуть не соскочил со ступеньки, зацепившись от этого за что-то своей сумкой. Все обошлось и мы благополучно покинули странный трамвай, превратившийся за наше путешествие от милоговидного вагончика в злобную зарешеченную будку. Самым сильным удивлением было осознание того, что сумка не зацепилась за поручень, а ее пытались украсть местные щипачи. Только по счастливой случайности, соскользнувшая нога быстро поменяла положение тела и позволила почувствовать рывок. Впечатлений на этот день хватило для всех.Возвращаясь к развитому Гонконгу, опять стоит сказать ему оду восхищения. Так все же, может ли государство, или «административный район» Китая, создать свободный рынок, снизить налоги и не вмешиваться в дела бизнеса? Возможен ли сон любого предпринимателя наяву? Да, но лишь в определенных рамках и условиях. Конечно, после передачи Гонконга Китаю в 1997 году развитие шло по системе «одна страна – две системы», и никто не внедрял в него жесткие коммунистические принципы торговли и производства. Но он все равно остается азиатской страной. Развивающейся, ошеломляющей, интересной, но азиатской территорией. Он обязателен к посещению, а выставка электроники обязательная к посещению тем более. Контракты можно заключать с уверенностью в их исполнении (если только компания на самом деле не где-нибудь в центе Китая). Можно пользоваться западным уровнем качества и бизнеса, получать от Гонконга все – и он это с удовольствием будет давать. Но работать все равно так, как будто вы работаете с истинными азиатами, и через несколько дней, уехать и дать возможность торговому «колесу» крутиться дальше в еще более совершенное и технологичное будущее.